Vendui' Так и хочется начать тему словами : "Дроу бывают разные, красивые и безобразные..." Хочется, но не буду. Многие согласятся, темным эльфом быть нынче модно (если и есть какое-либо подобие моды среди любителей фэнтези). Но раз уж мы с вами, милые илайтиири назвались груздями… ой, то есть дроу, то полезть в кузов, то бишь научиться мало-мальски разбираться в том, что сие есть такое темный эльф рано или поздно придется, ибо…
ммм…ибо сказано в Священном Писании: «Ликом черен и прекрасен…»
Ну, вот так как-то...
Классические дроу
(плагиат не наш метод, поэтому сообщим заранее: все нижеизложенное накопано в бездонной пучине интернета.)
Окончательное формирование образа темных эльфов — жестоких и бесчестных существ с темной кожей, красными глазами и белыми волосами, мастерски владеющих магией, живущих под землей и люто ненавидящих обитателей поверхности, в первую очередь своих дальних родственников “светлых” эльфов, — произошло в конце семидесятых годов двадцатого столетия с выходом настольной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons. Впервые дроу (англ. “drow”, читается “дроу”; в русских переводах книг иногда встречается неверный вариант “дров”) появились в одном из ролевых приключений Гари Гигакса, действие которого происходило в мире Greyhawk (1978 год). Но наибольшее развитие тема темных эльфов получила в другом игровом мире AD&D под названием “Забытые Королевства” (Forgotten Realms; им посвящена отдельная статья во “Вратах миров”). В некоторых мирах “Подземелий и драконов” темные эльфы — не отдельная раса, а немногочисленные эльфийские изгои, по тем или иным причинам выбравшие дорогу Зла. Например, широко известен темный эльф Даламар из “Саги о Копье”, темный маг и ученик зловещего Рейстлина Маджере. В мирах Forgotten Realms и Greyhawk темные эльфы являются полноценной расой, именуемой “дроу”. О дроу и пойдет речь в дальнейшем.
Происхождение.
Существует целый ряд легенд о происхождении дроу. Согласно “официальной” версии, изложенной в последних игровых справочниках по D&D, дроу являются прямыми потомками темнокожих эльфов ссри-тель-кессир, наиболее успешно показавших себя во время эльфийской колонизации Фэйруна (так называется мир “Забытых королевств”). Обратной стороной успешности, как это часто бывает, стали жестокость и зависть: ссри-тель-кессир решили подчинить себе все эльфийские владения. Поначалу междоусобные войны заканчивались не в пользу темнокожих, однако в конце концов они заключили союз с богами-изгнанниками, среди которых была и Паучья королева Ллос (или Ллотх; разночтения присутствуют в английских текстах и объясняются “заимствованием” из различных языков: темноэльфийского и гномьего). Чаши весов очередной войны уже готовы были склониться на сторону ссри-тель-кессир, однако в дело вмешался светлый бог Кореллон. Он проклял завоевателей, превратил их в дроу и изгнал в подземелья. Здесь же объясняется и происхождение самого слова “дроу” — оно якобы восходит к эльфийскому “дхэраоу”, “предатель”.
Согласно другой легенде, богиня Ллос изначально покровительствовала одному из эльфийских племен — Илайтиири. Темный бог Груумш, кстати, создатель орков, задумал извратить светлую природу эльфов и начал агитацию среди подопечных Паучьей королевы. Ллос и сама не слишком одобряла позицию Добра и поэтому заключила союз со злобным Груумшем. За несколько десятилетий Илайтиири настолько измучили мир “Забытых королевств”, что отчаявшиеся эльфы, гномы, люди и иже с ними объединились и предприняли попытку стереть темных эльфов с лица земли. Но, к сожалению (или к счастью), им это не удалось. Не без помощи Груумша и Ллос дроу отступили под гостеприимные своды Подземья, чтобы остаться там навеки.
Третья версия отводит божественное вмешательство на второй план. Если верить ей, драу, предпочитавшие силу правосудию, в поисках большего могущества сами обратились к извратившим их силам. Перемены в характере ранее миролюбивых дроу не могли не привлечь пристального внимания прочих эльфов. Дроу ответили убийством послов и вторжением в эльфийские города. Результатом многовековой и кровавой войны стало изгнание дроу под землю. Порча затронула не только душу, но и внешний вид темных эльфов: их кожа потемнела, волосы стали белыми, а глаза засветились красным светом.
Так или иначе, дроу приняли сторону Зла, были изгнаны из эльфийского общества и стали жить в Подземье — громадной системе пещер, гротов, переходов и туннелей как естественного, так и искусственного происхождения, растянувшейся под всем Фэйруном. Первое время они бесцельно скитались в полной темноте, заботясь только о сохранении собственной жизни. Затем благодаря стараниям Ллос дроу объединились как раса и начали планомерную колонизацию Подземья. Показательной стала судьба первого великого королевства дроу, Телантивар. Основанное в громадной пещере, отнятой у гномов, оно быстро пало жертвой междоусобиц. Гражданская война закончилась серией мощнейших волшебных взрывов, обрушивших потолок пещеры и отразившихся даже на поверхности Фэйруна. На то, чтобы оправиться от катаклизма, драу понадобилось несколько тысячелетий. За это время они рассеялись по всему Подземью и основали десятки городов-государств. Наиболее известным, хотя и не самым крупным их них является Мензоберранзан, названный по имени основательницы — верховной жрицы Ллос Мензоберры Безродной. Некоторые города простирали свою власть и на поверхность, захватывая целые государства подлунного Фэйруна.
Со временем реваншистские идеи мести и возвращения завладели умами большинства дроу. Все чаще специально обученные группы диверсантов предпринимают вылазки на поверхность, все больше брошенных эльфийских городов становятся жилищами дроу. Впрочем, и в этом стремлении среди темных эльфов нет единства: многие довольны своей жизнью в Подземье и не рвутся покорять Фэйрун. Более того, существуют немногочисленные организации “светлых” дроу, поклоняющихся богине Эйлистраи и поставивших целью подготовить народы Фэйруна к вторжению своих соплеменников. Впрочем, их усилия пока не увенчались успехом, и поверхность остается почти беззащитной перед силами Подземья.
Основной источник информации о дроу “Забытых королевств” — необъятный цикл писателя Роберта Сальваторе о темном эльфе Дзирте. Первая книга цикла появилась в середине восьмидесятых и сразу стала культовой в среде любителей фэнтези и ролевых игр, а главный герой обрел мировую популярность.
Дзирт До''''Урден родился в одном из самых знатных родов Мензоберранзана — Н''''Армон Шезберноне. Жрицы Ллос возлагали большие надежды на Второго Сына, мастерски владевшего оружием (особенно двумя саблями). Однако чистая душа юного принца не смогла смириться с жестокостью, беспринципностью и предательством, царящими в обществе темных эльфов. Еще одним неприятным открытием для Дзирта стало то, что обществом дроу правят жрицы Ллос, безгранично преданные Паучьей королеве. Единственным лучом света в этом темном царстве был отец Дзирта — Закнафейн, мастер по оружию Дома До''''Урден, который так ненавидел отвратительных жриц богини драу, что ему доставляло огромное удовольствие резать их во время войн между Домами. Дзирт так и не смог привыкнуть к жестокости сородичей и был вынужден бежать из родного дома в пустые и темные коридоры Подземья. Там он пытался выжить — один, в неравной борьбе с монстрами и преследовавшей его семьей. Долгие годы единственным его другом была пантера Гвенвивар — магическое существо, вызываемое при помощи ониксовой статуэтки. В конце концов, устав от одиночества и постоянных преследований, дроу-отступник решил попытать счастья на поверхности и вышел из Подземья... Нужно ли объяснять, как реагировали местные жители на появление в окрестностях их селения темного эльфа, вооруженного двумя острыми саблями? Разумеется, Дзирта немедленно обвинили во всех убийствах, произошедших в округе, после чего ему пришлось долго доказывать свою непричастность. Наконец, после долгих странствий, дроу удалось найти себе новый дом и друзей, и он поселился в находящейся на севере Фэйруна Долине Ледяного Ветра.
Дети подземелья
Спутать дроу с его наземными родственниками, при всем их сходстве, может только слепой. Их чернильно-черные тела словно высечены из обсидиана, а волосы — ярко-белые или бледно-желтые. Глаза светятся красным: многие находят в этом проявление бушующего внутри дроу огня ненависти, другие, более прозаичные, объясняют это тем, что темным эльфам постоянно приходится использовать инфракрасное зрение. Впрочем, не являются исключением и другие расцветки глаз — от бледно-фиолетовых до серебристых. Что касается дроу-отступников, живущих на поверхности, то у них радужка глаза приобретает синий или зеленый цвет — и это единственное, что отличает их от подземных родственников. Ростом и сложением дроу несколько уступают наземным эльфам, а продолжительность жизни темных эльфов исчисляется сотнями лет — впрочем, этот срок значительно сокращается многочисленными случаями неестественной смертности. Помимо эльфийского и общего подземного языков, темные эльфы умеют общаться с помощью развитого языка жестов.
Общество дроу стоит на двух китах: ярой ненависти ко всем остальным (включая соплеменников) и безграничной преданности Паучьей королеве Ллос. Заговоры, предательства, подозрительность, смертельные удары в спину вчерашним союзникам, жестокая гонка за власть в прямом смысле по телам соперников — повседневные реалии жизни дроу. Время от времени они готовы отступить от своей злобной природы — но только в том случае, если видят в этом выгоду для себя. Они в равной степени презирают и ненавидят все остальные разумные расы, однако поддерживают торговые отношения с ближайшими соседями. Нередки случаи междоусобных войн между городами-государствами дроу. С другой стороны, расчетливость темных эльфов может привести к тому, что город заключит союз с обитающим поблизости чудовищем — бехолдером или драконом.
В обществе дроу царит матриархат; и это несложно объяснить тем, что Паучья королева требует служения жриц, а не жрецов. В каждом городе имеется несколько десятков аристократических семей — Домов — во главе которых стоит Верховная мать. Дома расположены в строгом иерархическом порядке; несколько самых знатных образуют правящий совет, во главе которого стоит Мать Первого Дома — по совместительству Верховная жрица города. Единственный способ продвинуться по иерархической лестнице — организовать уничтожение вышестоящего Дома. Разумеется, это считается противозаконным: выжившие представители вырезанной семьи могут подать на обидчика жалобу, и кара властей будет страшной. Поэтому главная забота при уничтожении конкурентов — не оставить в живых никого, в том числе, детей, чтобы некому было жаловаться. В таком случае другие Дома смотрят на резню сквозь пальцы, а имя неудачников стирается из памяти горожан.
Внутри каждого Дома также соблюдается строгая иерархия. Власть в семье принадлежит Верховной матери, у которой обычно бывает несколько мужей. Дочери, как правило, становятся жрицами Ллотх, а старшая из них со временем занимает место главы семьи. Здесь также не обходится без насилия и предательств. Мужчины-дроу проходят трехступенчатое образование, в процессе которого обучаются владению оружием, магии и — в гораздо меньшей степени — служению Паучьей королеве. Впоследствии они становятся воинами или волшебниками, а иногда сочетают эти две профессии. Нередки среди мужчин-дроу и смертельно опасные убийцы. Резиденция Дома представляет собой укрепленный комплекс зданий с храмом, казармами, оружейными и всем необходимым для обширной семьи, их слуг, многочисленных рабов и личной охраны (более похожей на небольшую армию). Часто единственным входом в резиденцию является высокий балкон, забраться на который можно только с помощью заклинания левитации. Многие из благородных драу носят медальон с символом своего Дома, обладающий волшебными способностями (например, дарующий ту же левитацию), а также помогающий семье обнаружить местонахождение владельца.
Могущественная и своеобразная магия пронизывает все общество дроу. Многие исследователи объясняют это некими излучениями, пронизывающими Подземье, однако не исключено, что склонность дроу к магии связана с жестокой борьбой за выживание и разработкой собственных заклинаний, незнакомых обитателям поверхности. Так или иначе, редкий дроу обходится без зачарованного клинка и волшебного плаща-пивафви. Единственный недостаток магических предметов, созданных дроу, состоит в том, что они быстро разрушаются под воздействием солнечного света. Сторонники теории излучения объясняют это тем, что на поверхности предметы теряют контакт с питающей их энергией. Впрочем, тому есть и естественные причины: вещи, изготовленные в неизменных условиях Подземья, особенно чувствительны к непостоянному климату подлунного мира. Помимо вышеперечисленного, дроу обладают высокой врожденной сопротивляемостью к магии, что делает их еще более серьезными противниками в волшебных поединках.
Бок о бок с дроу существует довольно много существ (как правило, неразумных), а сами темные эльфы дали начало нескольким биологическим видам. Наиболее известны драйдеры — кошмарные порождения темной магии Ллос, нечто среднее между дроу и пауком. По достижению определенного возраста драу может быть призван выполнить испытание богини, и если провалит его, то будет превращен в драйдера. Драйдерами становятся и те из драу, кто имел неосторожность навлечь на себя гнев Ллос или ее жрицы. Жертвы трансформации сохраняют разумность и некоторые магические способности, однако их злобность и ненависть возрастают многократно, что делает драйдеров подходящими охранниками рубежей дроу. Случается и так, что темные эльфы отдают полупаукам на растерзание своих преступников: к своим бывшим родичам попавшие в немилость драйдеры особенно беспощадны.
Казалось бы, всем плохи темные эльфы — жестоки, коварны, беспринципны... Но ведь делает их что-то одной из популярнейших “новых” рас фэнтезийных вселенных. Прежде всего, нельзя не заметить, что при всех своих отрицательных качествах темные эльфы проницательно умны, подчеркнуто независимы и удивительно умелы в магии. Даже самый ярый поборник добра и справедливости признает, что темные эльфы — куда более серьезные противники, чем прямолинейные орки или недалекие тролли. Кого-то привлекают в темных эльфах эти качества, кто-то считает привычную для дроу “войну всех против всех” подходящей моделью современного человеческого общества или вообще фэнтезийной версией темного будущего, например, киберпанка. Сыграл здесь свою роль и бесконечно харизматичный Дзирт До’Урден из романов Роберта Сальваторе, наглядно показавший, что и среди дроу встречаются исключения. Так или иначе, но нам предстоит еще много встреч с темными эльфами — на страницах книг, комиксов и журналов, на экранах телевизоров и компьютеров, в ролевых и военно-тактических играх — и из каждой встречи мы узнаем что-то новое об этой загадочной, откровенно отрицательной и вместе с тем необъяснимо притягательной расе.
P.S. ну уж ежели вы заинтересовались, вот вам ссылочка, там более подробно:
http://d20.ru/content/view/233/
Aluve'